К основному контенту

Doom (2016)

Начинается новый Doom без лишних предисловий и довольно кинематографично: главный герой приходит в себя прикованным к саркофагу. Крушим череп неизвестному зомбаку, получаем в руки пистолет, из которого тут же отстреливаем его товарищей.
Моргалы выколю!

Шлем — всему голова

Locked and loaded

Надеваем бронекостюм, посылаем ко всем чертям директора комплекса, берём дробовик, знакомимся с импом — и вперёд, рвать монстров на части. Да, именно как в том самом комиксе (а в режиме берсерка — так и вовсе один к одному). Бегаем и прыгаем, уворачиваясь от зарядов — монстры намного шустрее, чем в классическом Doom. Движение — жизнь: стоять на месте дольше пары секунд на сложности Ultra Violence (а на меньшее прошедшим все предыдущие части соглашаться просто стыдно) смертельно опасно. Лифт, заставка, передёргиваем затвор... Перед нами — Марс!
Милашка, не правда ли?

Марс какой он есть
Правда, после нескольких часов игрока начинает терзать ощущение, что начало было самой лучшей частью игры. После пары уровней от демонстративного презрения к необходимости сотрудничать с местным главным бюрократом от ОАК остаются лишь следы, и вот уже Солдат Рока стоит перед голограммой киборга в сияющих доспехах и выслушивает указания о дальнейших действиях.
Вот он, красавчик
Правда, следовать им в точности он не собирается, однако не мытьём, так катаньем, его вынуждают следовать цепочке заданий. И вот уже наш персонаж — не одинокий воин, рискнувший бросить вызов полчищам ада потому что он может, а цепная собачка. Причём практически в буквальном смысле.
Силком тащат!
С точки зрения игрового процесса новый Doom гораздо ближе к классической серии, чем к своему непосредственному предшественнику. Мы точно так же гоняем монстров и собираем ключи-карточки, чтобы открыть очередную дверь, продвинувшись по уровню, ищем аптечки и секреты (часть из них — кусочки уровней старого доброго Doom со старой доброй графикой).
Oldschool!
В этом нам помогает автокарта, ставшая трёхмерной.  Из нововведений стоит отметить те самые добивания (впрочем, появившиеся ещё в Brutal Doom), а также «арены», из которых нас не выпустят до убийства всех монстров.

Уровни в целом линейные: мы движемся из точки А в точку Б в направлении, указываемом компасом, попутно зачищая толпы врагов. Причём просочиться сквозь ряды адских монстров не получится — заветная дверка не откроется, пока последний демон не испустит предсмертный хрип.
I don't have time to play with myself
К сожалению, современную «стрелялку» без сбора предметов и прокачки уже и представить как-то сложно. Мы собираем записи «кодекса» и коллекционные фигурки, прокачиваем персонажа и его броню. При этом нельзя сказать, чтобы это всё собирательство было необходимо. Хотя я честно вчитывался в описания оружия и локаций, меня не покидало ощущение, что они добавлены чисто для галочки и состоят из смеси буллшита и псевдотехнических фантастических терминов. Описание плазмомёта — чуть ли не худший представитель (предел Франхайзера... последовательность токов Биркеланда...). Хотя в других местах стилизация выглядит уместно: уже ставшие привычными корпоративные голоса голографических записей предлагают заполнить форму о расчленении, призывают стоять смирно, пока демон тебя жрёт (во имя науки, конечно!) и так далее.

Быстрые сохранения сменила система контрольных точек. Увы, это 2016 год. Что интересно, контрольные точки несколько напоминают вита-камеры в Bioshock: после загрузки за игроком остаются все найденные после предыдущего сохранения предметы и улучшения, так что победить очередную толпу может быть несколько проще. Хорошо хоть все монстры на месте и с полным здоровьем.





Врагов завезли в большом количестве. Линейка представляет собой некий гибрид классического Doom и третьей части: скажем, ревенанты почти такие же, как в 1993, а вот импы и пинки-демоны явно более новой выделки. Все главные действующие лица на месте: какодемоны летают и плюются плазмой, бароны ада кидаются зелёными огненными шарами, а манкубусы всё такие же жирные. Не дожили до наших дней разве что воскрешающие врагов арч-вайлы, место которых заняли не менее противные призыватели. С боссами тоже всё по классике: кибердемон и владычица пауков, между которыми затесались адские стражи. 



Уничтожаются они, на первый взгляд, точно так же, как и в классической серии. Однако это только но первый взгляд. Игрок движется медленно, враги появляются не все вместе, а по очереди, и всё это в комнате, в которой заперты все двери. Вдобавок на высоких уровнях сложности не покидает ощущение, что враги состоят из поглощающего пули поролона, в то время как у игрока сносит половину полосы здоровья любое попадание. Классический Doom к этому вопросу подходил совершенно иначе: на повышенной сложности не хватало патронов, аптечек, а численность врагов (в том числе с огнестрелом, увернуться от которого было нельзя) увеличивалась. Сейчас же не покидает ощущение, что дело скорее в случайности: прилетит в спину пара шаров плазмы (а спрятаться на тесной арене зачастую некуда) — и до свиданья. Последний босс также по сложности вполне соответствует своему месту в адской иерархии — убить его весьма непросто. Хотя отдельные маньяки проходили игру и на сложности «Ультра-кошмар» по схеме «убили — начинай всё сначала». С одним голым пистолетом.

Облегчить жизнь призваны упомянутые выше улучшения характеристик персонажа и бронекостюма, а также руны. Последние имеют эффект от небольшого (например, ускорение добиваний) до весьма значительного (как вам бесконечные патроны к любому оружию при наличии более-менее приличного количества брони?). Для открытия их необходимо, во-первых, найти соответствующий символ, а во-вторых, выполнить испытание. Большинство элементарны, но некоторые (особенно те, в которых двигаться можно только несколько секунд после убийства очередного врага) просто рвут на части. И прокачка, прокачка, и ещё раз прокачка. Хочешь улучшить по максимуму ракетницу? Убей пять призывателей альтернативной атакой. Руну? Добей 30 монстров атакой сверху. Надо ли говорить, что это безмерно скучно?



Оружейная линейка тоже достаточно сильно напоминает классику. По крайней мере, «двойка» — это всё тот же дробовик, а «пятёрка» — всё та же ракетница. Обращает на себя внимание обмен местами плазмомёта и двустволки. Видимо, времена всё-таки меняются. Перекочевала из третьей части новая рабочая лошадка — штурмовая винтовка. Новинкой является гаусс-ружьё, ставшее одним из самых мощных орудий в игре. Бензопила зрелищно пилит любого монстра на куски с одного удара, однако требует горючего. Кроме того, она выполняет функцию пополнения боезапаса — из распиленного монстра вываливается гора патронов. Не спрашивайте, почему. BFG 9000 всё так же разрушительна, однако патронов для неё выдают теперь понемногу.

Отдельно стоит отметить гранаты двух видов (обычную и вампирическую), а также голограмму: они теперь синтезируются самой бронёй, так что достаточно подобрать соответствующий модуль, и они будут доступны всегда. 

Сюжет... ну он типа есть. Наглые земляне решили в очередной раз пошутить с адом шутки на многострадальном Марсе. На этот раз целью является халявная энергия. Разумеется, кончилось это всё превращением большей части персонала в зомби и нашествием демонов. Выделяется на общем фоне разве что предпоследний уровень, в котором на первый план неожиданно выходит персонаж до того глубоко побочный — разумный суперкомпьютер Вега. Спойлер: для того, чтобы открыть новый портал в ад, нужно отобрать у него энергию, в результате чего он должен... прекратить существование. И весь уровень он бесстрастно руководит по сути, собственным уничтожением. Впрочем, настоящие системные администраторы всегда делают резервные копии. Большая часть сюжетной информации в чистом виде «дым и зеркала», создающие лишь иллюзию проработки игрового мира. Концовка же не закрывает ничего (кроме текущей дырки между пространствами), оставляя ждать то ли DLC, то ли сиквела.
Пасхалочка!
В общем, разработчики, похоже, тоже поняли, что вся эта галиматья с сюжетом и прокачкой никому не нужна, и в одном из дополнений сделали аркадный режим, вся суть которого заключается в том, чтобы мочить-мочить-мочить, не останавливаясь ни на минуту, чтобы получить максимальное число очков. Это хоть как-то продляет жизнь игре за пределами пройденной кампании — не в полупустой же многопользовательский режим играть. Редактор карт SnapMap на первый взгляд даёт достаточно широкие возможности, однако весь список пользовательских карт забит ремейками классики и экзерсизами в стиле «смотрите, я запилил тетрис». Играть по сути не во что. Впрочем, ожидать, что новый Doom будет иметь тот же потенциал для моддинга, что и старый, было бы несколько наивно.


Какой же итог можно подвести? Новый Doom, несомненно, игра хорошая. Достаточно хорошая, чтобы я оставил её у себя на жёстком диске ещё на некоторое время. Достаточно, чтобы когда-нибудь попытаться пройти его на кошмарной сложности. Достаточно, чтобы назвать его игрой года (по моей версии, как единственную игру 2016 года, в которую я играл). Но недостаточно, чтобы заместить классический Doom. И хотя я в последнее время в основном смотрю прохождения карт и модов на YouTube, новый Doom — это надолго, а старый — навсегда.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Baldur's Gate 2 — вторая глава по второму кругу

Как я и собирался, после завершения морского путешествия я вернулся к другим командам приключенцев. Контент будем смотреть. Команда номер два состоит из злобной бабы-варварши по имени Барбарианна и остальных злобуинов. Корган — дворф-наёмник, охотящийся за какой-то книгой. Хексат — на данный момент непонятно что с воровскими умениями, единственной целью имеющее проникновение в могилу Драгомира. Викония — дроу, спасаемая от фанатиков, желающих её сжечь. Ян — гном-звездобол, не затыкающийся никогда и имеющий при себе пачку интересных гаджетов. И Эдвин — хороший маг, но с зачатками мегаломаньяка (ему тоже что-то нужно — кажется, свиток древней магии). В общем-то всех, кроме последнего, можно собрать за пять минут. А за Эдвином придётся побегать, выполняя задания Маэ'Вара. Зато практически все остальное можно пропустить. План такой: собрать всех, кроме Эдвина, выполнить задания воровской гильдии, забрать Эдвина, пройтись по магазинам (грабить не буду, проще денег себе докинуть из

Baldur's Gate 2 — вторая глава — воры и вырвиглазный культ

Одним из недостатков хардкорных игр с открытым миром — после завершения какой-то логической цепочки событий, всегда сложно решить, куда направиться дальше. На данный момент три района Аткатлы не исследованы вообще (кладбище, доки и правительство), храмовый район не исследован частично. Кроме того, налицо три загородные области (крепость де Арниз, Трейдмит и Уиндспир Хиллз), каждая из которых обещает битвы и квесты. К счастью, по крайней мере, у меня полный набор персонажей (хотя кто-то определённо пойдёт погулять для некоторых квестов). В духе AD&D будет кинуть кубик для определения следующего места приключений — но можно и просто направиться, например, в Доки. Это территория гильдии воров, что несколько волнует Йошимо — у него уже был негативный опыт общения. Впрочем, похоже, главе гильдии Реналу Кровавому Скальпу таки нужна помощь — и мы здесь придемся кстати. Район доков полностью соответствует написанному на этикетке — причалы, маяк, портовые таверны, ну и, как было отмеч

Mass Effect 3 (2012) — Все вместе сейчас (Citadel DLC)

В этом месте нам предстоит муторная процедура: заходим домой, проверяем сообщения на терминале, вызываем кого-то в квартиру, потом выходим, заходим обратно и проверяем, не появились ли новые сообщения. Такое впечатление, что разработчики думали, что игроки будут возвращаться в квартирку после каждой миссии, чтобы разнообразить свой игровой процесс. Нет, это так не работает — большинство этот DLC проходят в один заход ближе к концу игры. И либо пропускают тонну взаимодействий (что, надо признать, не имеет никаких последствий), либо занимаются ерундой в стиле ослика Иа-Иа: входит и выходит. Замечательно выходит. Для начала, сбегаем на арену, встретимся с Джек. Джек стреляла первой Ей неймётся пострелять по Церберу — поэтому мы вдвоем мочим орду солдат и робота. Весёлые пострелушки, ну ок, это ещё норм. Я ТЕРМИНАТОР! Джокер бухает на баре — и рассказывает охренительную историю про то, как залез в робота и порвал всем очко. Ну что, в домино или в шашки? Бармен справедливо