К основному контенту

The Elder Scrolls III: Morrowind (2002) — Как играть в Morrowind в 2023 году

В Morrowind я играл — в 2002 году пройти мимо «продолжения Daggerfall» я не мог. Помню, что тогда я не был особенно впечатлён — как это так: вместо огромного игрового мира — всего-навсего небольшой остров? После Daggerfall подземелья Морровинда казались крошечными. Кроме того, помню, что меня довольно сильно подбешивала поменявшаяся ролевая система и постоянное отсутствие денег у торговцев. В итоге я чрезмерно увлёкся манчкинством и потерял интерес к игре где-то на этапе первых сюжетных заданий.

В 2023 году играть в Морровинд в «ванильном» исполнении уже как-то не хочется — сообщество сделало огромную кучу модов для прокачки графики и всего остального, чего бы не воспользоваться? Вариантов тут два: пойти на fullrest, скачать их сборку и начать играть, либо сделать свою. У первого варианта куча достоинств, но один большой недостаток: он предполагает использование русской версии игры. А это мне не очень нравится — я предпочитаю оригиналы. Со вторым же… придётся повозиться.

1. Для начала — самое простое: установить и хотя бы раз запустить игру. Насладиться ужосом в главном меню (широкий экран не поддерживается, мышка глючит) и выйти.

2. Скачать патч кода и патч к патчу кода. Распаковать в папку с игрой, запустить, настроить по вкусу. Не забыть включить Separate axe inventory sounds и Creature voiceover enable, нужно для пункта 8.

3. Установить MGE XE. Настроить по вкусу, шейдеры не трогать, во вкладку Distand Land пока не лезть. Для ультравайд-монитора — FOV 120. Динамические коэффициенты освещения: квадратный 2.619, линейный 1.0, постоянный 0.382.

4. MLOX: установить в подпапку \mlox, запустить один раз без мод органайзера, потом использовать через мод органайзер. Не обращать внимания на крики про Patch Project. Нужен для оптимизации порядка загрузки модов.

5. Установить Wrye Mash. Нужен для разрешения конфликтов, чистки сейвов и тому подобной работы. Скачать архив для ручной установки, распаковать в папку Morrowind. Запустить, указать пути. Установщики модов — пустая папка, это мы юзать не будем.

6. Скачать TES3CMD, положить в Data Files. Нужен для чистки. Чистить все моды нельзя, нужно только определённые. 

7. Скачать Mod Organizer 2. Прекрасный инструмент для виртуализации файловой системы, позволяющий быстро изменять набор активных модов, не боясь повредить основную игру. Если планируется устанавливать другие поддерживаемые игры — создаём глобальный инстанс, иначе хватит портативного.

Проверяем, что всё работает — и двигаемся дальше. В принципе, строго обязательными являются первые три шага из описанных выше. Остальное — по желанию. 

Теперь можно поустанавливать моды. Делается это через Mod Organizer, он сам подхватывает ссылки с Nexus, если ткнуть пункт «использовать менеджер».

8. Patch for Purists. Коммьюнити-патч, исправляющий баги игры. 

9. Фиксы текстур (убирают швы): Texture Fix 2.0, Texture Fix Extended, Texture Fix - Bloodmoon 1.1.

10. Bloated Caves — добавляет в пещеры растение, про которое «забыли» разработчики.

11. Delayed Dark Brotherhood Attack Add-On 2.0 — решает проблему с назойливыми атаками отсосинов, которые добавляет «Трибунал» — в начале игры они немного дисбалансны.

12. Unofficial Morrowind Official Plugins Patched — официальные плагины с патчами.

13. Дополнительные диалоги: Less Generic Nerevarine, Less Generic Tribunal Restored, Less Generic Bloodmoon, Django's Dialogue 1.4, Nastier Camonna Tong, What Thieves Guild?, Great Service, Idle talk.

14. Замена иконок: Ultimate Icon Replacer.

15. Улучшение интерфейса: JiFFY Morrowind UI Revamped (нужно отредактировать ини-файл в соответствии с инструкцией).

16. Spell Scroll Text Overhaul — добавляет к свиткам магии текст на даэдрике.

17. UI Expansion — поиск и прочие фенечки интерфейса.

18. Better Dialogue fonts — шрифт с разрешением получше, должен круче смотреться на новых мониторах.

19. Новые бэкграунды меню и сплэш-скринов: Morrowind Screens Redone.

Что, думали, это всё? Нет, мы только начинаем. Переходим к графическим модам.

20. Morrowind Optimization Patch — не то чтобы игра у меня тормозила, но если есть возможность установить оптимизатор моделей — почему бы и нет? Все патчи не нужны, только ядро и улучшенные текстуры.

21. Project Atlas — ещё один улучшайзер производительности, что-то делающий с мешами. Ставим галочки на всё, кроме хербализма. Будет ругаться, если не поставить потом Glow in the Dahrk.

22. Better Meshes plus Optimization — лучше и оптимизировано, что ещё нам надо?

23. Dwemer Mesh Improvement — и двемеров тоже улучшим.

24. Mesh Improvements Optimized — оптимизированные улучшения мешей. Хотеть.

25. RR Mod Series - Better Meshes — выбираем RR - Better Meshes V1.4, из опций выбираем Optimized Melichior lanterns, animation fix for DMI и Skooma Pipe 1.

26.MOAR Mesh Replacers — моар! моар!

Теперь заменяем природу на обновлённую.

27. Intelligent Textures — апскейл текстур при помощи AI (целый гиг, ура, больше чем вся игра в оригинале!). Не выбираем Atlas Textures в инсталляторе.

28. Aesthesia Groundcover - grass mod — трава должна быть лучше!

29. Connary's Bitter Coast — улучшайзер для стартового региона (пришлось удалить из архива всё, кроме папки data files).

30. Apel's Bitter Coast Retexture — частичный ретекстуринг стартового региона, нужно ставить после Connary's.

31. Ещё паки от Connary: Connary's Grazelands, West Gash, Webs, Caves. Та же фигня, что с предыдущими.

32. Камушки: Correct UV rocks v1.4, WIP Detailed Correct UV Rocks, Ore Rock Retexture ORR, correctUV Diverse Ore veins v1.0.

33. Вода и водопады:  Enhanced Water Shader for MGE XE, Dongle's Waterpack Bumpmapped.

34. Огонь и дым. Apel's Fire Retexture, Vurt's Lava and Smoke (выбираем только дым).

35. Деревья Bitter Coast: Vurt's Bitter Coast Trees II, Vurt's Bitter Coast Trees II - Remastered and Optimized.

36. Деревья Grazelands: Vurt's Grazelands Trees I (в информации о моде во вкладке optional вынуть один ESP — с пальмами или без).

37. Деревья Ascadian Isles: Remiros' Ascadian Isles Trees 2.

38. Деревья Моурнхолда: Vurt's Mournhold Trees II, Vurt Mournhold Dead Trees.

39. Деревья Солстхейма:  Vurt's Solstheim Tree Replacer II, Vurt's Solstheim Tree Replacer II Fix.

40. Деревья West Gash: Vanilla-friendly West Gash Tree Replacer. Допы не выбирал.

41. Патч для сбора ингредиентов с растений в мире, а не через контейнеры: Graphic Herbalism - MWSE Edition.

42. Ещё переделки растений: Underwater Static Replacer, Better Barnacles, Plant life retexture, Bloatspore retexture (только ретекстура), flora_bush_01 replacer 1.3, Hackle-lo Fixed, Comberry Bush and Ingredient Replacer (ванильный стиль), Improved Kwama Eggs and Egg Sacs (00, 01, 03), Fire Fern Plant and Ingredient Retexture (не ставить патч для хербализма), Better flora (только меши, отключить в meshes\o kreshweed .nifs и the marshmerrow .ni), EKM Corkbulb Retexture, EKM Vanilla-Based Ash Grasses.

43. Текстуры ландшафта: Tyddy's Landscape Textures (HQ+UHQ).

44. Патч для хербализма:  Graphic Herbalism - MWSE Edition. GH Patches and Replacers, опции 00, 01 (Pherim's), 04 (Pulsing Kwama Reflect), 12 (Atlas BC Mushrooms Smoothed).

45. Небо: Skies .IV Resource Pack (дизаблим/прячем в настройках ashcloud.nif и raindrop.nif), Alternate Skies (второй главный файл со всеми небесами), New Starfields (придётся потрахацца: загрузите его и ознакомьтесь с предоставленными скриншотами или посмотрите на них на странице мода. Как только вы определитесь с одним из них, переименуйте этот файл (например, tx_stars_06.dds) в tx_stars.dds. Затем создайте папку Textures, поместите ее в архив и удалите все, кроме этой папки Textures. Затем повторно упакуйте и установите, как обычно).

46. Луны. Lorkhan's Lunar Legacy.

Переходим к архитектуре.

47. Glow in the Dahrk. Чтобы окошки светились.

48. Ымперская архитектура: Bump-mapped AOFs Imperial Housing (опции 1 и 3 в инсталляторе), Bump-mapped Imperial Housing Fixed Filter Mode (опция 1), Imperial Houses and Forts Retexture (HQ, грузим также опциональные файлы с бампом), Ebonheart Dragon Statue Retexture, Apel's Lighthouse Retexture (с бампом), Shacks, Docks and Ships, Tydz Small Mods (Gnisis Fort Roof file, дропнуть папку x в папку Meshes и репакнуть).

49. Архитектура Хлаалу. Aesthesia - Hlaalu textures.

50. Архитектура Редоран. Redoran Bump mapped, Redoran Bump mapped fixes.

51. Архитектура Тельвани. Telvanni Mesh Improvement, Telvanni Bump Maps (Interiors WIP), Telvanni Arkitektora (1) disable textures\tx_metal_silver. 2) If you're only using the textures, you'll need to download the Bump Maps file anyway and get the bark_01_nm texture and put it in your `textures` folder. 3) If you're using bump mapping, disable meshes\x\ex_t_manor_01 and meshes\x\ex_t_manor_02, use the ones from Telvanni Bump Maps instead), Telvanni Fireplace Replacer.

52. Вивек: Vivec and Velothi - Arkitektora Vol.2 (с атласом), Set in Stone, One True Faith, Ministry of truth Bump mapped, Sewers Arkitektora, Concept Art Ghostfence Replacer.

53. Двемеры и Моурнхолд: Connary's Old Mournhold, The Mourning of Bamz-Amschend (только tx_coilcopper00, tx_coilcopper01 и tx_coilcopper02, остальное задизаблить), Clockwork City Reborn, Green Marble Mournhold (только альтернативные стены, но не крыша), Full Dwemer Retexture (пока только архитектура, HQ).

54. Даэдрические руины. Daedric Ruins Retexture, Daedric ruins bump mapped, Daedric Ruins Arkitektora (bump map).

55. Разное: Aesthesia - Stronghold Textures, Connary's 6th House, Road Marker retextured (нужен репак), Banners retextured, Arukinn's Better Banner Signs and Signposts.

Переходим к секции «Разное». Люблю секцию «Разное», особенно если она размером со все предыдущие.

56. Книжки: Arukinn's Better Books and Scrolls.

57. Papill6n's various graphic things — в инсталляторе выбираем Awning woven, Bellow and canvaswrap, Bridge rope brown, Fabric on the imperial altar - more vanilla, Kneeling stool (только текстура), Logo crate, Loom, Ropes (только tx_rope_heavy_01), Ropes woven + hammock's pillow, Rusted metal, Siltstrider, Soulgems, Spinningwheel + spool, Tribunal required (ручками вытащить в основной мод три необходимых).

58. Тарелки и миски: Plates, Bowls.

59. Всякая всячина: Connary's Fine Vials (дизаблим иконки и tx_rustedmetal10.dds), Connary's Mixed Pottery (дизаблим текстуру mottled и pewter 1), AOF Containers (дизаблим meshes\m\misc_com_bucket_01), Small Mods by Wolli — только Darker Crates, Better Kegstands, Apel's Various Things - Sacks, Dahrk Mods by Melchior (детальные метлы), Dunmer Lanterns Replacer, EKM Vanilla-Based Paper Lanterns, AST beds texture replacer (нам нужен только меш стула), Illy's Bedspreads (Wayback link), Illy's Hot Pots, AST redware texture replacer.

60. Скелеты: Improved Better Skulls (выбираем "Data files" и "Fixed Skeletons").

61. Ещё мелочи: Dunmeri Urns Aestetika (бамп-версия), Cart Cloth Retexture CCR (обычная версия), Propylon Pillar Retexture PPR (PPR_Glow, PPR_Index addon), Soulgem Ingredient Retexture SIR (SIR_TBandBM_v3, отключить tx_bm_stalhrim_01.dds), Ingredients Mesh Replacer (вроде бы версию 3.0 репаковать не надо), Crabmeat Ingredient Replacer, Django's Rugs and Tapestries, Detailed Tapestries, Shiny Septims (версия на выбор), Pherim's Silverware Repolished (00 Data Files, 2K Atlas), Better Blood Morrowind, Flash's Minor Retextures (не брать текстуру крови), Skeleton and Metal Sparks blood retexture, Improved Cavern Clutter (WIP, отключаем текстуры wood_weathered и rope_heavy), Insanity's Potion Replacer (нужен аккаунт), Insanity's Soul Gem Replacer, Long Live The Glassware (отключаем tx_metal_strip_02), Long Live The Limeware, R-Zero's Random Retextures ("Chimney Smoke", "Iron Towershield" и "Quill").

Далее идут монстры.

62. Заменители от Connary. Storm Atronach, Skeleton, Lich, Kwama, Imperfect, Bonewalker, Daedroth.

63. Разные заменители: Correct UV Mudcrabs (regular), Guars Aendemika, Kagouti Aendemika, Alit Aendemika, Ash Vampire Reworked, Cliffracer Replacer, Nix-Hound Replacer, Scamp Replacer (PBR не нужен, крипера можно взять, немецкий ESP перенести в опциональные).

64. Ещё разные заменители. Luminous Atronachs, Vurt's Silt Strider Retexture (отключить skin_01 и skin_03), Netch Bump mapped (главный файл и опциональный), Unique Winged Twilights (ESP не обязателен), BB Dwarven Spectre, Better Almalexia (отключить сплэш), Azura Replacer, Vivec God Replacement Creature Edition (см. папку Extras), Voiced Vivec and Yakety Yagrum.

Головы и тела.

65. Головы. Westly's Pluginless Head and Hair Replacer, Фикс для предыдущего мода, Pluginless Khajiit Head Pack, Pluginless Khajiit Head Pack Talk-Blink Fix.

66. Тела. Robert's bodies. И всё было бы просто, но… котьи сиськи. В смысле, соски на текстурах каджитов. Не то чтобы меня можно было этим пронять, но ютуб такое не очень любит. С другой стороны, основанием для бана видео такое не является, а монетизация меня не волнует от слова совсем. Ну или текстурку поправлю, заблюрив спорное. Можно также взять Dagoth Ur, RB Altmer Females, RB Bosmer Females, RB Orcish females.

67. Одежда. Better Clothes Complete, HiRez Better Clothes, Drakkmore's Plugginless Ring Replacer, Unique Finery Replacer UFR (обычная версия), Better Robes, Robe Overhaul.

68. Оружие. Darknut's Little Weapons Mod Complete (нужен репак с выбором версии текстур), Oriental Mesh Improvements, Crossbows (без esp — мне аффтарские дополнения не нужны), Real Reflective Weapons - Iron (база и бонус), Improved Weapon Meshes - Steel (00, 01, без esp), Improved Weapon Mehses - Ebony (00, без 01 и esp), Dwemer Armoury, Mehrunes Razor Replacer - Oblivion, True Trueflame, HopesFire Replacer Morrowind Edition, Various little mods - Volendrung.

69. Броня. Darknut's Armor Textures, Various little mods - Colovian helm и Dust adept helm, Various tweaks and fixes - Lougian's Colovian Helm fix, HiRez Armors - Native Styles V2, Native HiRez fix 1, 2, 3, Armor Retexture - Outlander Styles (HQ, без dragonscale armor, отключить tx_a_templar_helmet), Full Dwemer Retexture (Only armor, robots, and weapons).

70. Better Morrowind Armor — First, extract the archive. You need to activate the Better Morrowind Armor .esp, and optionally one DeFemm patch of your choice. A removes all female versions of cuirasses (no boob armor for females), O acts like the original game, R gives boob armor only to stretchy armor. You should use the DeFemm patches from here. Just make sure to put it directly after the main mod, and only enable the ESPs you were using from the original mod. (In my case, I use Better Morrowind Armor.esp and Better Morrowind Armor DeFemm(o).ESP). Install the patch for Hirez Armors - Native Styles V2. (Overwriting the main files in the mod folder). If you're using the LeFemm official plugin for Bethesda, install the patch for that as well. That means DEACTIVATING the [Official]LeFemm Armor.esp included with WHReaper's Morrowind Official Plugins and using the LeFemmArmor.esp included with Better Morrowind Armor. (не хочу переводить). ХЗ что из этого прям нужно — в UMOPP есть патч для этого мода, его надо подвинуть вниз в порядке загрузки.

71. Daedric Lord Armor Morrowind Edition, Daedric Lord Armor Face of God.

Анимация:  

72. Animation Compilation — Fixes by Greatness7.

Теперь можно пытаться со всей этой фигнёй взлететь. У меня ругнулось на несколько модов в стиле One of the files that "RB Altmer Females.ESP" is dependent on has changed since the last save.
Это правится через Wrye Mash по этой инструкции. В остальном всё прошло на удивление просто.

Моды для упрощения жизни.

73. Альтернативный левеллер: MCC leveler. Запуск:  Alt+M+L в меню инвентаря. Одна из наиболее бесячих особенностей Морровинда — это повышение стат, зависящее от того, сколько раз за левелап тренировался определённый скилл. Зная себя, я буду страдать несусветной фигнёй, чтобы добиться оптимального расклада (5+5+1). Этот мод делает статы зависимыми от скиллов, фактически устраняя классический левелап. Ну и здоровье становится основанным на текущем значении выносливости, плюс добавляется регенерация маны. 

74. Atmospheric Sound Effects — дополнительные звуки. NB: отключил, потому что дофига тормозит игру (много скриптов негативно сказываются на фпс).

75. Птички и рыбки: Where are all birds going и Water Life. NB: отключил, потому что дофига тормозит игру (много скриптов негативно сказываются на фпс).

Можно заметить, что чего-то не хватает. Например, дальности прорисовки. Настраиваем MGE XE.

Устанавливаем моды: Distant Mournhold, PeterBitt's Small Mods (Negative Lights Remover), этот фикс.

Запускаем MGE XE, идём на вкладку «Distant Land», запускаем мастер, настройки зависят от наглости и железа. При большой наглости можно просадить даже мощный комп. Впрочем, 50-60 фпс в морре смотрятся нормально, и в большинстве случаев фпс существенно выше.

Теперь можно и поиграть. Правда, уже в общем-то и не надо )))

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Baldur's Gate 2 — вторая глава по второму кругу

Как я и собирался, после завершения морского путешествия я вернулся к другим командам приключенцев. Контент будем смотреть. Команда номер два состоит из злобной бабы-варварши по имени Барбарианна и остальных злобуинов. Корган — дворф-наёмник, охотящийся за какой-то книгой. Хексат — на данный момент непонятно что с воровскими умениями, единственной целью имеющее проникновение в могилу Драгомира. Викония — дроу, спасаемая от фанатиков, желающих её сжечь. Ян — гном-звездобол, не затыкающийся никогда и имеющий при себе пачку интересных гаджетов. И Эдвин — хороший маг, но с зачатками мегаломаньяка (ему тоже что-то нужно — кажется, свиток древней магии). В общем-то всех, кроме последнего, можно собрать за пять минут. А за Эдвином придётся побегать, выполняя задания Маэ'Вара. Зато практически все остальное можно пропустить. План такой: собрать всех, кроме Эдвина, выполнить задания воровской гильдии, забрать Эдвина, пройтись по магазинам (грабить не буду, проще денег себе докинуть из

Baldur's Gate 2 — вторая глава — воры и вырвиглазный культ

Одним из недостатков хардкорных игр с открытым миром — после завершения какой-то логической цепочки событий, всегда сложно решить, куда направиться дальше. На данный момент три района Аткатлы не исследованы вообще (кладбище, доки и правительство), храмовый район не исследован частично. Кроме того, налицо три загородные области (крепость де Арниз, Трейдмит и Уиндспир Хиллз), каждая из которых обещает битвы и квесты. К счастью, по крайней мере, у меня полный набор персонажей (хотя кто-то определённо пойдёт погулять для некоторых квестов). В духе AD&D будет кинуть кубик для определения следующего места приключений — но можно и просто направиться, например, в Доки. Это территория гильдии воров, что несколько волнует Йошимо — у него уже был негативный опыт общения. Впрочем, похоже, главе гильдии Реналу Кровавому Скальпу таки нужна помощь — и мы здесь придемся кстати. Район доков полностью соответствует написанному на этикетке — причалы, маяк, портовые таверны, ну и, как было отмеч

Mass Effect 3 (2012) — Все вместе сейчас (Citadel DLC)

В этом месте нам предстоит муторная процедура: заходим домой, проверяем сообщения на терминале, вызываем кого-то в квартиру, потом выходим, заходим обратно и проверяем, не появились ли новые сообщения. Такое впечатление, что разработчики думали, что игроки будут возвращаться в квартирку после каждой миссии, чтобы разнообразить свой игровой процесс. Нет, это так не работает — большинство этот DLC проходят в один заход ближе к концу игры. И либо пропускают тонну взаимодействий (что, надо признать, не имеет никаких последствий), либо занимаются ерундой в стиле ослика Иа-Иа: входит и выходит. Замечательно выходит. Для начала, сбегаем на арену, встретимся с Джек. Джек стреляла первой Ей неймётся пострелять по Церберу — поэтому мы вдвоем мочим орду солдат и робота. Весёлые пострелушки, ну ок, это ещё норм. Я ТЕРМИНАТОР! Джокер бухает на баре — и рассказывает охренительную историю про то, как залез в робота и порвал всем очко. Ну что, в домино или в шашки? Бармен справедливо