Если начинать пафосно — то можно сказать, что Wolfenstein 3D — это игра, с которой начались 3d-шутеры. И плевать, что это полностью неверно, но в 1992 году всё было практически однозначно: говорим 3d-шутер — подразумеваем вольфа, говорим «вольф» — подразумеваем 3d-шутер. Разумеется, я играл в «Вольфа» ещё в конце 1990-х. Вряд ли я тогда его прошёл — хотя Гитлера с шестиствольным пулемётом, конечно, видел. Думаю, стоит освежить в памяти ощущения — тем более, что можно воспользоваться слегка осовремененной версией.
Сеттинг и сюжет: как ни странно, в самом «классическом» из 3d-шутеров сюжета всё же заметно больше, чем в порнофильме. Начало игры классическое и в принципе достаточно реалистичное — мы (разведчик Би Джей Бласковиц) сбегаем из тюрьмы в замке Вольфенштейн. Разумеется, без десятка уровней замка и кучи врагов не обошлось. Попутно можно прихватить сокровища — даже шпионам надо на что-то жить. Зато дальше фантазия разработчиков разыгралась: во втором эпизоде мы сталкиваемся с зомби-армией нацистов, а в третьем мочим меха-Гитлера в его собственном бункере. Ещё три эпизода так называемых «Nocturnal Missions» посвящены атаке на программу нацистов по производству химического оружия. Соответствует сюжету и сеттинг — альтернативная история Второй мировой, с американским шпионом польского происхождения в главной роли и казематами и бункерами нацистов в качестве места действия.
Yeah! |
Враги. Поначалу сражаться приходится с разными типами гитлеровцев — рядовыми, эсэсовцами, офицерами. Местами появляются также собачки породы немецкая овчарка — это было время, когда игроделов ещё не замордовала PETA. Потом вылезут также мутанты (или зомби?) с вмонтированным в грудь автоматом и лезвиями на руках. По поведению враги друг от друга отличаются не очень существенно — то ли дело адские демоны в будущем Doom... И все обычные враги — с хитскан атакой, вблизи сносящей почти всё здоровье. Это один из самых больших недостатков Вольфа — на поздних уровнях геймплей сводится к тому, чтобы встать у двери и косить из пулемёта надвигающихся врагов. Потому что никаких вариаций в поведении, заставляющим их переть на пули, не существует, а иного варианта просто нет — стоит высунуться, нашпигуют пулями быстрее, чем получится сказать «мяу».
Зато в конце эпизодов ждут уникальные боссы. Первым будет Большой Ганс с пулемётами — от него главное прятаться, пока раскручиваются стволы. Он ещё несколько раз попадётся в последующих уровнях. В конце второго эпизода в нас будет кидаться шприцами сумасшедший доктор Шаббс, создавший армию зомби (и если закидает насмерть, картинка с лицом внизу экрана тоже станет похожа на зомби). В третьем эпизоде нас ждёт меха-Гитлер (и несколько подделок под него с огнемётами). Ева, давай дасвиданья! В четвёртом эпизоде надо завалить стреляющего ракетами разработчика химического оружия, в пятом — сестричку Ганса (тоже пулемётчицу). Ну и напоследок — генерал-жиробас с ракетницей и пулеметом.
Зато в конце эпизодов ждут уникальные боссы. Первым будет Большой Ганс с пулемётами — от него главное прятаться, пока раскручиваются стволы. Он ещё несколько раз попадётся в последующих уровнях. В конце второго эпизода в нас будет кидаться шприцами сумасшедший доктор Шаббс, создавший армию зомби (и если закидает насмерть, картинка с лицом внизу экрана тоже станет похожа на зомби). В третьем эпизоде нас ждёт меха-Гитлер (и несколько подделок под него с огнемётами). Ева, давай дасвиданья! В четвёртом эпизоде надо завалить стреляющего ракетами разработчика химического оружия, в пятом — сестричку Ганса (тоже пулемётчицу). Ну и напоследок — генерал-жиробас с ракетницей и пулеметом.
Оружие: нож, пистолет, шмайсер, шестиствольный пулемёт. Малый джентльменский набор, фактически. Кстати, все используют один и тот же тип патронов, который очень кстати вываливается из трупов врагов. Соответственно, проблема выбора практически отпадает — используем автомат, а против боссов и больших групп — пулемёт. К счастью, попадание приводит врага в шок, так что обычные враги опасны, только если стреляют первыми — или если их толпа. Патроны в достатке почти всю игру, не считая разве что шестого эпизода.
Уровни. Как ни странно, несмотря на ограниченные возможности движка, по крайней мере, поначалу замок смотрится достаточно реалистично. Начинаем мы в тюрячке, а в посещаемых помещениях легко узнаются склады, казармы, псарни и кладовки. Позже, конечно, ощущение немного притупляется — всё-таки текстур в игре немного и лабиринты с квадратными комнатами начинают выедать мозг. Небольшое разнообразие вносят всякие интересные предметы типа бочек, фонтанов, рукомойников и кроватей — но они не интерактивные. До Дюка ещё долго ждать... Но скудность визуального ряда заставляет включиться воображение: эта комната с кучей офицеров — штаб, этот лабиринт с металлическими стенами, офицером и пулемётом — оружейная и т.д.
Всех убью, один останусь! |
Здесь едят |
... а здесь бухают |
Вообще, именно секретные уровни и доставляют больше всего. И если в первом и втором эпизоде они ещё туда-сюда обычные, то с третьего (пакмановского) начинается веселье. В четвёртом эпизоде секретный уровень рассчитан на... стелс-прохождение. Потому что любой выстрел — и нас бежит мочить адовая толпа врагов. Впрочем, полностью незаметно пройти всё равно не получится — так что есть выбор: попытаться завалить всех или всё же побыстрее проскочить к выходу. В пятом и шестом эпизоде секретные уровни тоже имеют свои странности: лабиринт с кучей крестов и эсэсовцев и большой уровень со всеми противниками в игре (включая мутантов и несколько Гансов) соответственно.
Темп. В отличие от думовского "rip and tear" Вольф располагает к более-менее спокойному геймплею — убиваем врагов, стоя у двери, после чего исследуем каземат и собираем сокровища. Без автокарты в оригинале приходилось ещё и блуждать в поисках выхода — слава богу, уж эту проблему порты сняли. Хотя многое зависит и от самого игрока — в конце концов, никто не заставляет искать секреты и сокровища. Да и вообще игнорировать все эти рудименты типа очков, жизней и того подобного. Если ориентироваться на результат, уровни пробегаются достаточно быстро — где-то по часу на эпизод.
Ну всё, захвалили! |
Сложность: из достаточно классического набора уровней сложности (их, правда, не пять, как в более поздних играх, а четыре) я выбрал третий (bring'em on) — особенностью Вольфа является большой элемент случайности в наносимых повреждениях, и весьма напрягают как враги, для которых нужно то одно, то четыре попадания, так и наносимые мне повреждения — то чуть-чуть, то половину жизни. Кроме того, все оружия — с хитскан-попаданием. Поэтому заморачиваться максимальной сложностью не хочется. Но вообще по современным меркам сложность Вольфа небольшая — врагов одновременно на экране мало, дохнут они быстро, особенно если использовать современное управление с мышкой и стрейфом. Впрочем, с появлением зомбаков во втором эпизоде становится интереснее — эти твари выносят просто на раз-два-три. Хотя кроме второго эпизода они больше нигде не попадаются — и третий эпизод оказывается намного легче второго. Самый сложный эпизод — конечно, шестой. В основном из-за огромных толп врагов, лезущих из всех щелей. Единственный эпизод, где пришлось активно пользоваться быстрыми сохранениями и загрузками.
Технические особенности и управление: для 1992 года, конечно, псевдотрёхмерный лабиринт на экране выглядел круто, но спустя 25 лет сразу видно, что до отработанной формулы FPS-игры ещё как до Китая пешком. Слава богу, есть порты на современные системы, авторы которых запилили управление мышью и автокарту. Я использовал ecWolf — графических изменений (кроме поддержки широкого экрана) он не содержит, но играть намного приятнее, чем в оригинал. Хотя бы с управлением сражаться не пришлось — «трактористом» я был очень давно и уже отвык. Элементы тракторизма всё равно остались (вверх и вниз смотреть нельзя), но преимущество в скорости наведения на цель у мышевого способа управления крайне заметное.Звуки стрельбы и крики врагов однообразные и быстро надоедают. С другой стороны, стереозвук работает, так что стрелять на крик можно. Музыка Бобби Принса местами довольно забавная. Никаких особенно зацепивших композиций нет.
Кроме собственно Вольфа, были выпущены также приквел Spear of Destiny и два дополнения к нему — итого ещё 63 уровня. И ещё версия для Apple Mac с улучшенными графикой и звуком.
Пользователям Apple достаётся всё самое лучшее |
С сюжетом тут заморачивались ещё меньше — Би Джей всё так же по заданию американского правительства прорывается с боем в логово нацистов и в конце убивает Гитлера (из-за того, что действие происходит до оригинала, в котором тот жив-здоров — не насмерть). Боссы заимствованы частично из DOS-релиза, частично из Spear of Destiny, про который дальше.
Приквел Spear of Destiny («копьё судьбы») вышел на пару месяцев позже оригинала и по нынешним временам вряд ли потянул бы на что-то кроме DLC: для него сделали пару десятков новых уровней, нарисовали пяток боссов и, собственно, всё. Больше практически ничего не меняли: те же оружия, те же враги, практически те же текстуры. Хотя пару моментов, если использовать порты и взломанные версии можно пропустить: например, защиту от копирования, которая может спросить, как зовут вот одного милого парня в доспехах, или кто в id умеет хорошо программировать. При минимальном знании матчасти руководство для ответа на эти вопросы не потребуется.
Сюжет максимально прост: нацисты украли древний артефакт «копьё судьбы» (которым, по легенде, немного потыкали распятого на кресте Иисуса) и надо бы его вернуть.
Игровой процесс от оригинала не отличается, отметить можно разве что дизайн уровней, которые стали больше похожи на реальные локации, а не на упоротые лабиринты, и повышенную сложность (что закономерно, потому что целевой аудиторией приквела предполагались те, кто не наигрался в оригинал). Под конец SoD и вовсе превращается в нечто жёсткое, что одолеть без постоянных сохранений и загрузок практически нереально: враги ходят не иначе как небольшими толпами штук по десять-пятнадцать и лезут со всех сторон, только и остаётся, что ныкаться по углам.
Местная сотона |
Мало кто видел этот экран |
Два пакета дополнений вышли уже в 1994 (то есть после Doom и практически за пару месяцев до Doom 2). Построены они на базе Spear of Destiny, ввиду чего сюжетом схожи: нацисты спёрли копьё судьбы (на второй раз это уже даже не смешно) и строят новые пакости. В первом дополнении — изобретают ядерное оружие, во втором — с помощью адских демонов стырили технологии будущего (судя по текстурам ящиков на последнем уровне — прямиком из Дума) и вовсю фигачат космическую программу. Изменения здесь уже посерьёзнее — спрайтики перерисовали (мутанты стали летучими мышами с подвесными пулемётами!), пусть немного топорно, добавили новых боссов, звуки перезаписали.
Стены синие, враги зелёные, вместо сокровищ — бомбы |
Голубой щенок вырос! |
Гири? А вот и нет, плутоний! Даже крыса сдохла. |
UAC добралась и до германских подземелий |
Оценочно-уценочный отдел:
Wolfenstein 3D (PC) — 8 из 10 призраков из Пэкмана
Wolfenstein 3D (Mac) — 9 из 10 ракетниц
Spear of Destiny — 1 аццкая сотона из одной
Return to Danger — 7 дохлых крыс из 10
Ultimate Challenge — опять двадцать пять.
Комментарии
Отправить комментарий