К основному контенту

Mass Effect 3 (2012) — начало

Mass Effect 3 вышла в 2012 году и сейчас благополучно доступна в Origin. Помимо самой игры желательно прикупить пакет DLC (который стоит раза в три дороже). Ещё я установил пакет A Lot of Textures, чтобы игра выглядела чуток покрасивей, и закинул dialog.tlk от английской версии — чтобы не наблюдать русских субтитров.

Вопреки своим обычным привычкам, в этот раз я решил начать с многопользовательской игры — и, как ни странно, обнаружил, что в неё кто-то играет. И даже явно не кроганы 80 уровня. Учитывая, что в стартовом комплекте мне отсыпали пару персонажей 8 уровня, это было довольно интересно. Нужно будет заходить, поигрывать. Кооператив, достаточно простой.

В однопользовательском же режиме я импортировал персонажа из второй части. Играть буду сразу на Insanity — в гробу я видал ещё и эту игру проходить дважды ради ачивки. Поэтому меняю на инфильтратора — как мне кажется, адептом всё же будет сложновато.

Действие третьей части проходит спустя … некоторое время после второй. Земля готовится к вторжению Жнецов. Нам показывают мирно играющего пацана.
Вжух!
По законам жанра, ничем хорошим для него это кончиться не может. Дальше мы видим Шепард — отстранённую, но не сломленную. Её вызывают на совет по защите. В сопровождающих у нас новый качок вместо Джейкоба.
Его зовут Джеймс
Потом мы встречаем Андерсона. Как выясняется потом из кодекса, наше решение назначить его советником в первой части не выдержало проверку временем. Он предпочёл вернуться к активным боевым действиям (а точнее, в Bioware ниасилили столько вариантов событий). И теперь он не последняя шишка на Земле.

Нас отстранили из-за участия в операции в DLC Arrival — всё-таки триста с лишним тысяч батарианских трупов — не фиг собачий. Но это не самая большая проблема.
Эшли
Кроме того, нам встречается изрядно похорошевшая Эшли — которая явно получила повышение. Вскоре происходит первый диалог. В Bioware верно подумали, что центральную «нейтральную» опцию в диалоге никто не выбирает, так что оставили только верхнюю (парагон) и нижнюю (ренегат). Правда, вот уж что ни на что не влияет прямо сейчас — так это выбор линии поведения. Тем более что теперь не нужно придерживаться одной линии всю игру — обе опции работают на единый счетчик репутации. Можно выбирать по ситуации. В остальном же здесь изменений нет.
Вид на Ванкувер
Мы в Ванкувере, Канада. Совету по обороне сообщают о потере связи с другими земными колониями и флотами. Прямое включение из Лондона показывает, что Жнецы уже на Земле.
Жнецы отаке
А буквально через несколько секунд атаке подвергается и Ванкувер. Шепард оказывается в компании Андерсона.
Жнецы. Андерсон. Шепард.
Эта миссия обучающая. Поэтому поначалу мы просто бежим за Андерсоном. Быстро довольно-таки бежим, Шепард явно шустрее, чем в предыдущей части.
Ну и пейзажами наслаждаемся

Воспользуемся моментом, чтобы открыть окно персонажа.
Левелап
Поскольку у нас импорт, начинаем мы сразу с 30 уровня. И можем распределить аж 60 очков. Правда, и навыков у нас прибавилось, кроме того, каждый можно прокачать 6 раз.
Ветка навыков
Не знаю, понравится ли мне это в итоге, но эволюция и усложнение ролевой системы могут оказаться весьма позитивным моментом. Раскидав очки, вваливаем по щам хаскам и проходим в здание. Там нас ждёт ещё один хаск, зажатый дверью.
Кусь!
На нём дают попробовать усиленную рукопашную атаку, доступную при длинном нажатии клавиши. Рубанув зловреда омнитулом, пропускаем Андерсона в дверь. Пока он там, мы пообщаемся с пацаном в вентиляции.
Пацан в вентиляции
Пацан глуповат — его жалко не будет. Почему глуповат? Потому что вместо того, чтобы согласиться на помощь, сваливает обратно в шахту. Ну и фиг с ним, идём дальше. Ещё немножко перебежек (Шепард теперь умеет прыгать! Ура!) — и мы сталкиваемся с первыми врагами — каннибалами.
Красавчик
Как позже выясняется из кодекса, это батарианцы, на которых Жнецы напали первыми. Их превратили в монстров, способных пожирать себе подобных, получая силу.
Режим паузы
Боёвка от второй части отличается не сильно. Всё так же стреляем из укрытий, всё так же есть пауза с возможностью использовать навык. Только в этот раз полоска здоровья разделена на деления, и лучше ей не жертвовать — потерянное деление уже само не регенерируется. Кроме того, на мой субъективный взгляд, умения перезаряжаются значительно быстрее. Это кстати, потому что использовать приходится в основном их — стартовый пистолетик наносит не слишком серьёзные повреждения врагам, а патроны отнюдь не бесконечные. Впрочем, комбинация замораживающих патронов и огненного умения работает прекрасно.

Замочив первую партию каннибалов, говорим с выжившей командой сбитого вертолёта. Нам нужно воспользоваться их радиостанцией, чтобы вызвать подмогу. Пробившись к рации, занимаем оборонительную позицию.
Каннибал отаке
Ближайшие минут пять мы будем отстреливать каннибалов. А потом появится кавалерия в лице Джокера и Эшли на Нормандии. Андерсон с нами не пойдёт — он остаётся на Земле руководить сопротивлением. Нам же предстоит договориться о помощи с инопланетянами.
Рипер жжот
Но прежде нам покажут катсцену, в которой Жнец сожжет шаттл, в который только что влез мальчуган. Это должно добавить нам решимости вести войну до конца.

Покинув захваченную Землю и перекинувшись парой слов с командой, получаем сообщение от Хакетта. Он с Лиарой на Марсе, и они нашли что-то важное, что может помочь победить Жнецов. Лиара? Уже бегу!
Марсианская база
Жнецов на марсианской базе нет. Но и связи с ней тоже. Видимо, что-то случилось. Высаживаемся, поднимаем Джеймсу и Эшли уровни — и отправляемся исследовать красную планету.
Буря
Ситуацию усугубляет приближающаяся песчаная буря — она нарушает связь и вообще явно требует спешить. Обнаруженные трупы намекают, что просто так зайти и взять нужные данные не получится.
Столкновение с противником
А вот и причина молчания базы — на неё напали боевики Цербера. Похоже, за прошедшие несколько месяцев Призрак перешёл к более радикальным методам. Несмотря на то, что мы уже давно с ним порвали, Эшли всё равно относится к Шепард с подозрением. С этой группой сражаться мы, разумеется, не будем — включим невидимость и пробежим до лифта. Остальные члены команды привычно телепортируются, и мы заходим внутрь.
Злая Лиара
После короткой катсцены мы встречаемся с Лиарой. За прошедшее с первой части время она явно превратилась из кабинетного учёного в довольно жёсткого, а местами и жестокого оперативника. Отправляем Джеймса прикрывать выходы, и забираем асарианку себе в команду. Её сингулярность нам очень пригодится. Лиара нашла в архивах чертежи какого-то проекта протеанцев, похожего на оружие, способное уничтожить Жнецов. Осталось только эти чертежи оттуда скачать.

Дальше мы продвигаемся вглубь базы, сражаясь с Цербером и попутно обучаясь нескольким новым механикам. Во-первых, нам показывают способ мгновенного убийства врага, который слишком близко подошёл к укрытию с другой стороны. В этом месте меня несколько раз убили, пока я не додумался сразу после убийства выбежать из комнаты с врагами, а не продолжать прятаться в укрытии. Если честно, то без этого «приёмчика» было бы гораздо проще.
Дум 3?
Во-вторых, фонарик. Надеюсь, превращать в Doom 3 всё-таки игру не будут.
Всё ясно: злодей — сисястая тётка
Добравшись до поста охраны и просмотрев видеозапись, получаем возможность видеть нашего текущего главного противника: некая «доктор» Ева.
Прямо в дырку
Появился новый тип врагов со щитами. Им так и хочется зарядить из снайперки прямо в щель — и за это даже дают ачивку. Впрочем, при наличии сингулярности это не обязательно.
Турель
На примере турели, поливающей нас свинцом, показывают, как перепрыгивать из укрытия в укрытие. Такое обучение я люблю.
Мутант из Цербера
Осмотрев одного из убитых противников в поисках рации (чтобы хитростью заставить пригнать на нашу сторону вагонетку), обнаруживаем, что Цербер уже перешёл все границы: его бойцы уже не совсем (а может, и совсем не) люди. Мда, что-то всё совсем печально. Как хорошо, что базу коллекторов в прошлой части мы уничтожили.
Беседа с Призраком
Добравшись, наконец, до архивов, получаем возможность поговорить с голограммой Призрака. Он ничуть не изменился — но изменилась его риторика. И планы у него наполеоновские — не просто победить Жнецов, а подчинить их себе. И, как это у него обычно и было, цель оправдывает любые средства. Переубедить его пока не удаётся. Но всё же будем использовать силу убеждения — как мне кажется, эта встреча не последняя.
Тетка за спиной у Призрака
Кстати, у Призрака новая секретарша. Будет интересно узнать, кто это. А пока мы разговаривали, Эшли нашла Еву, которая успела стырить большую часть данных.
«Доктор» Ева
Время для погони. Опять же, вспоминается LoTSB. Правда, тут на своих двоих и под огнём противника. Впрочем, не отвлекаемся — Ева бегает быстро и упустить её не так сложно. И её почти удаётся сбежать — она запрыгивает в челнок, и если бы не Джеймс, который пошёл на таран, так бы она и свалила.

Однако всё ещё не окончено. Из огня вылезает обгоревшая «Ева» — и становится ясно, что это ни разу не человек, а киборг. Терминаторов нам только не хватало.
Киборги идут!
«Ева» злостно избивает Эшли и бросается к нам — но расстрел из пистолета её останавливает. Забираем железяку и раненую Эшли на Нормандию — и отправляемся на Цитадель.
Цитадель
В этот визит нам доступны всего три области: причал, у которого стоит Нормандия, мемориальный госпиталь Хуэрта, где лежит Эшли, и район посольства. Но всё равно, есть на что посмотреть и с кем пообщаться. Старый знакомый мент из второй части Бэйли стал главным копом, и встречает нас у причала. Потом заглянем к нему с визитом.
Причал
В комнате ожидания нас ждёт репортёрша, которая попросится взять её на Нормандию для репортажей с места событий. В отличие от аль-Халиси, эта более-менее нормальная.
И сиськи норм!
Лифты вернулись, но они представляют собой всего лишь короткий экран загрузки. Слава богу.
Нам не забывают показать красивые виды
Заглянув в госпиталь узнать про Эшли, рекрутируем доктора Чаквас — ей самое место в медотсеке Нормандии.
Побитая жизнью и Цербером Эшли
Эшли в тяжёлом состоянии, но жить, судя по всему, будет.

В посольском районе, подслушав разговор волуса с человеком и турианцем, записываем себе в книжечку побочный квест. Забегаем к Бейли и в штаб Спектров — с первым говорим, во втором дивимся на цены, знакомимся с данными разведки и апгрейдим оружие.
Апгрейд оружия
Наконец, заходим в посольство и отправляемся на заседание Совета.
Совет
Совет как всегда мямлит и засовывает голову в песок. Доклад Лиары о Горне (так называется вундервафля протеанцев) их не впечатляет, и давать просто так ресурсы они не готовы. Последующий разговор с Удиной (который сейчас даже не выглядит как жопошник) прерывает консул-турианец. Дескать, если мы спасём какую-то важную шишку, это добавит нам политических очков. Видимо, придётся так и сделать. Ещё немного поговорив с Удиной, отправляемся восвояси. На выходе у нас опять пытается взять интервью аль-Халиси. Поскольку этим персонажем я был всё время добрым, нехитрым убеждающим приёмом удаётся её слегка перевербовать и превратить в военный ресурс.
Тёмный лес
Возвращаемся на Нормандию… и попадаем в сон, в котором бегаем за мальчиком, который в итоге сгорает в огне. Вот нахрена?

После пробуждения нам сообщают о том, что произошло с Нормандией за время нашего на ней отсутствия. В принципе, ничего особенного — корабль сильно не перестраивали, лишь слегка изменилась планировка помещений. В частности, у нас теперь есть серьёзный командный центр, из которого мы будем планировать сражения.

Продолжим знакомство с кораблём и командой в следующий раз.

Что я могу сказать по итогам первых пары часов игры? Во-первых, мне нравятся изменения в ролевой системе. Система навыков не такая примитивная, как во второй части. Развилка теперь не одна, а их много, и они значат существенно больше. Опыт даётся не за завершение задания, а за мелкие «достижения» по ходу их выполнения. Взял аптечку? Получи опыт. Убил толпу врагов? Получи опыт. Прочитал запись журнала? Получи опыт. Это выглядит как-то логичнее.

Отсутствие необходимости выбирать только реплики парагона или только реплики ренегата — это тоже очень серьёзный плюс. В самом деле, если с одним персонажем мы можем и поговорить по-хорошему, то, скажем, резко ответить слюнтяям из Совета — сам бог велел. В то же время, не могу не отметить, что у меня далеко не всегда получается угадать, что же именно скажет персонаж при выборе той или иной реплики. В предыдущих двух частях у меня это лучше получалось.

Во-вторых, нам вернули модификации оружия. И добавили на экран выбора экипировки сравнение показателей выбранного вооружения. И даже сделали на Цитадели стрельбище. Аллилуйя! Больше не надо читать вики, чтобы понять, какая пушка лучше. И влияние улучшения навыков на показатели персонажа сразу наглядно показывают. Вообще в плане интерфейса третья часть выглядит более продуманной.

В-третьих, боёвка. Первое, что должен заметить любой игрок — это существенно возросшую мобильность главного героя. Он бегает (без ограничения полоской выносливости), прыгает, скачет из укрытия в укрытие — и это очень хорошо разбавляет унылый приставочно-шутерно-ковёрный геймплей. Ну и вообще быстрее передвигаться — это очень хорошо. Думгай одобряет. Второе, что достаточно хорошо заметно (по крайней мере, на insanity) — это подросший интеллект противников. Они более активно пытаются зайти с флангов, кидают гранаты, ставят дымовые завесы. Хотя сложнее уничтожать врагов не стало, как-то этот процесс теперь более интересен. Кроме того, мне кажется довольно интересной и полезной для баланса механика с весом оружия, от которого зависит скорость восстановления умений. Пока что у меня есть ощущение, что я буду использовать минимум оружия и максимум умений — тем более, что повреждений на максимальной сложности они наносят заметно больше, чем оружие.

В-четвёртых, как-то мне кажется, что персонажи во время миссий стали намного болтливей. Почти как в Lair of the Shadow Broker — где мне именно диалоги персонажей особенно понравились. А, ну ещё и появляющаяся в ключевые моменты, когда что-то вокруг происходит, подсказка, позволяющая сразу посмотреть в нужное место — тоже хорошее решение.

А вот что мне сразу не понравилось — так это сюжетная завязка. Потому что у меня буллшит-о-метр зашкалило практически сразу. Итак, представьте себя на месте руководства Альянса. У вас практически под носом (на Марсе) зарыта база вымерших инопланетян, обладавших такими технологиями, что Илон Маск даже представить себе не может. Что вы будете делать: а) создадите мега-институт с тысячами учёных, которые будут заниматься исследованием всего этого добра; б) сидеть десятки лет на попе ровно, пока жареный петух в эту самую попу не клюнет? Правильно, вариант «б». Ну и в целом, как мне кажется, Bioware немного загнала себя в угол, показав в первой части могущественных и практически непобедимых Жнецов — на то, чтобы развалить один корабль, потребовались угрохать чуть ли не треть всех флотов землян. Поэтому в третьей части, после неизбежного столкновения по всем фронтам, для победы обязательно должна была потребоваться какая-то вундервафля.

Ещё один фактор, который мог бы стать раздражающим (и, вероятно, стал для многих игроков после релиза игры) — это необходимость играть в мультиплеер или качать приложение на айфон. Без этого получить хорошую концовку было невозможно. К счастью, сейчас всё не так — во-первых, концовку можно открыть вообще не занимаясь ничем, кроме собственно игры, а во-вторых, чтобы получить 100% готовность галактики к войне, достаточно пару раз в сутки заходить на сайт и там десяток раз тыкать мышью. Но мне и мультиплеер понравился. Так что это точно не будет фактором, который испортит мне удовольствие.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Baldur's Gate 2 — вторая глава по второму кругу

Как я и собирался, после завершения морского путешествия я вернулся к другим командам приключенцев. Контент будем смотреть. Команда номер два состоит из злобной бабы-варварши по имени Барбарианна и остальных злобуинов. Корган — дворф-наёмник, охотящийся за какой-то книгой. Хексат — на данный момент непонятно что с воровскими умениями, единственной целью имеющее проникновение в могилу Драгомира. Викония — дроу, спасаемая от фанатиков, желающих её сжечь. Ян — гном-звездобол, не затыкающийся никогда и имеющий при себе пачку интересных гаджетов. И Эдвин — хороший маг, но с зачатками мегаломаньяка (ему тоже что-то нужно — кажется, свиток древней магии). В общем-то всех, кроме последнего, можно собрать за пять минут. А за Эдвином придётся побегать, выполняя задания Маэ'Вара. Зато практически все остальное можно пропустить. План такой: собрать всех, кроме Эдвина, выполнить задания воровской гильдии, забрать Эдвина, пройтись по магазинам (грабить не буду, проще денег себе докинуть из

Baldur's Gate 2 — вторая глава — воры и вырвиглазный культ

Одним из недостатков хардкорных игр с открытым миром — после завершения какой-то логической цепочки событий, всегда сложно решить, куда направиться дальше. На данный момент три района Аткатлы не исследованы вообще (кладбище, доки и правительство), храмовый район не исследован частично. Кроме того, налицо три загородные области (крепость де Арниз, Трейдмит и Уиндспир Хиллз), каждая из которых обещает битвы и квесты. К счастью, по крайней мере, у меня полный набор персонажей (хотя кто-то определённо пойдёт погулять для некоторых квестов). В духе AD&D будет кинуть кубик для определения следующего места приключений — но можно и просто направиться, например, в Доки. Это территория гильдии воров, что несколько волнует Йошимо — у него уже был негативный опыт общения. Впрочем, похоже, главе гильдии Реналу Кровавому Скальпу таки нужна помощь — и мы здесь придемся кстати. Район доков полностью соответствует написанному на этикетке — причалы, маяк, портовые таверны, ну и, как было отмеч

Mass Effect 3 (2012) — Все вместе сейчас (Citadel DLC)

В этом месте нам предстоит муторная процедура: заходим домой, проверяем сообщения на терминале, вызываем кого-то в квартиру, потом выходим, заходим обратно и проверяем, не появились ли новые сообщения. Такое впечатление, что разработчики думали, что игроки будут возвращаться в квартирку после каждой миссии, чтобы разнообразить свой игровой процесс. Нет, это так не работает — большинство этот DLC проходят в один заход ближе к концу игры. И либо пропускают тонну взаимодействий (что, надо признать, не имеет никаких последствий), либо занимаются ерундой в стиле ослика Иа-Иа: входит и выходит. Замечательно выходит. Для начала, сбегаем на арену, встретимся с Джек. Джек стреляла первой Ей неймётся пострелять по Церберу — поэтому мы вдвоем мочим орду солдат и робота. Весёлые пострелушки, ну ок, это ещё норм. Я ТЕРМИНАТОР! Джокер бухает на баре — и рассказывает охренительную историю про то, как залез в робота и порвал всем очко. Ну что, в домино или в шашки? Бармен справедливо